Вернуться к обычному виду

История

                                                                                                                                                Исторические сведения

К у м ы л ж е н с к и й   р а й о н   считается глубинкой Волгоградской области. Расположен на исконно русской земле, его территория является частью дикого поля, на котором некогда появились первые поселения, называемые казачьими городками, а потом станицами, хуторами. С давних пор стоит здесь тишина, но, если заглянуть в историю, соприкоснёшься с великими событиями, наполненными человеческими страстями, драматической борьбой наших предков за выживание, за исконную землю обитания. И вряд ли найдется в нашем Отечестве такое сословие, которое заплатило бы столь дорогую цену за это право на своё существование. Дорого обошлись рыцарям поля дикого их доблесть и слава. Не было в истории России больших и малых войн, баталий или сражений в интересах земли русской, в которых бы не участвовали сыны казачьего края.

Как пишет в своей книге «Донская земля в XVII веке» Сергей Иванович Рябов «... был установлен строгий порядок явки казака на службу «о двух конь», с воинским оружием и надлежащим провиантом. В конце века роспись боевых казаков следующая: в Букановской -37, Остоуховской - 38, Кумылженской - 54, Слащеве - 43, Федосеевской - 67, Еланской (ныне хутор Еланский) - 36».

Однако, наряду с этим, казачество вело борьбу с самодержавной властью за свою независимость, суверенитет, автономию. Царизм жестоко подавлял всякую самостоятельность, всеми силами стараясь урезать, свести на нет казачий демократизм, сделать казаков своими вассалами.

Считается, что расказачиванием стали заниматься большевики: да, они камня на камне не оставили от казачества, однако, начало этому положило самодержавие, жестоко расправившееся с выступлениями Разина, Булавина, Пугачёва.

Казачьи городки (с 1687г. - станицы) по Хопру - Федосеевская, Слащевская, Букановская; по Медведице - Скуришенская и Глазуновская; по речке Кумылге — Кумылженская, не раз в прошлом оказывались в центре важных событий, социальных потрясений.

Не менее тяжелой для казаков была обязанность по обслуживанию почтовых дорог, проходивших по донской земле. Важнейшими из них были Бахмутский и Астраханский тракты. Последний проходил через Кумылженский район. По указу Петра I от 18 июля 1722 года были вымеряны версты от Москвы до Астрахани, а затем появился список станций почтовой дороги. Вот как пишут об этом авторы книги Рябов СИ., Самойлов Г.П., Супрун В.И. «Петр I в Царицыне и на среднем Дону»: «На современной карте Волгоградской области мы находим следующие пункты, напоминающие об этой почтовой дороге: ст. Михайловская на Хопре, г. Урюпинск, ст. Тепикинская, х. Правоторовский, ст. Зотовская, ст. Кумылженская, г. Серафимович( ст.Усть-Медведицкая), ст. Усть-Хоперская, х. Клетско-Почтовый, ст. Кременская, ст. Новогригорьевская, ст. Сиротинская, р. Сакарка, с. Грачи, г. Волгоград (Царицын), р. Ахтуба».                                                   

Астраханский тракт имел огромное военное и экономическое значение для юго-востока России. И, конечно же, станица Кумылженская на этом пути служила долгожданным пристанищем, где служивые люди находили и кусок хлеба, и теплый кров.

В наших краях можно и сегодня услышать: «Поедемте в станицу Глазуновскую, к раскольникам». За этим названием стоит забытая драматическая страница из жизни наших предков, хоперских и медведицких раскольников. Только в начале 90-х годов XX века эта страница была приоткрыта. Вот что об этом пишет С.И. Рябов: « В конце 80-х гг. XVII века на Дону вспыхнуло мощное восстание под лозунгами борьбы за старую веру. Оно было вызвано к жизни мероприятиями правительства и официальной Церкви против раскольников в предшествующие десятилетия и деятельностью старообрядцев в казачьей среде со времени их прихода на Дон до 1688 г.». Ст. Глазуновская была центром раскольников. Для сыска и расправы с раскольниками из Царицына был прислан большой отряд стрельцов, который жестоко расправился с раскольниками и теми казаками, которые поддерживали их.

Поистине, легендарна и драматична история казачьей глубинки, людей, называемых в прошлом казачьим сословием.

Годы с 1917 по 1930-й можно назвать годами надежд людей, совершивших Октябрьскую революцию. Многие из них были уверены, что власть большевиков будет лучше царской.

Весть об Октябрьских событиях в Петрограде в 1917г. в станице и хуторах была встречена настороженно. Люди еще не понимали, что произошло, куда пойдет жизнь. Забурлили станицы и хутора после того как с германской войны, бросив окопы, пришли фронтовики. За годы войны казаки политически прозрели, поняли, за чьи интересы они проливали кровь, к тому же вернулись домой к вконец разорившемуся хозяйству. Фронтовики внесли революционный дух в жизнь станиц и хуторов. В начале 1918 года уполномоченные от фронтовиков начали упразднять власть атаманов и избирали Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Фронтовиков поддержали молодежь, беднота и иногородние.  В это время проходили собрания, сходки, читали газеты, спорили по основному вопросу - какая власть лучше.

                                                                                                             kazaki.jpg

В октябре 1919 года был образован Хопёрский округ, который входил в состав Донской области. 4 апреля 1921 года Хопёрский округ переведён в состав Царицынской губернии. К тому времени округ объединял 22 станицы и 10 волостей с центром в станице Урюпинской. 6 станиц, в том числе 3 волости (Слащевская, Кумылженская, Глазуновская) входили в Хопёрский округ.

24 мая 1928 года в станице Кумылженской состоялся I съезд представителей от Кумылженской, Слащевской и Глазуновской волостей. На нём рассматривался вопрос «Об административно-территориальной реорганизации и образовании Кумылженского района».

Первый районный съезд Советов состоялся в станице Кумылженской 26 июня 1928 года. На нём был избран исполком районного Совета во главе с председателем Яковом Григорьевичем Макевниным. Первая районная  партийная   конференция состоялась ещё раньше. На ней руководителем кумылженских коммунистов (а фактически всего района) избрали Вениамина Григорьевича Голотенко. Дата районной комсомольской конференции – 6 июля, секретарём избран Яков Алексеевич Бочарников.

Кумылженский район был образован в составе Нижневолжского края Постановлением ВЦИК от 23 июля 1928 года. 46 сельских Советов насчитывали 41108 человек населения.

На 1 января 2002 года в состав района входило 17 сельсоветов, которые объединили 78 населённых пунктов с населением 23155 человек.

В 2005 году, руководствуясь ФЗ№131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления», в районе создано 9 сельских поселений:

Белогорское (х. Белогорский — адм. ц., Любишенский); Букановское (ст-цаБукановская — адм. ц., х. Андреяновский, Беленький, Еланский, Заольховский, Заталовский, Митькин, Ожогин, п. Букановское, Заготзерно); Глазуновское (ст-цыГлазуновская — адм. ц., Скуришенская, х. Ближний); Краснянское (х. Краснянский — адм. ц., Козлов, Седов, Чиганаки 1-е, Чиганаки 2-е, Чиганаки 3- е, Ярской 2-й, Мокров, Точилкин);Кумылженское (ст-ца Кумылженская — адм. ц., х. Глушица, Головский, Ключи, Колотаевский, Обливский, Родионовский, Самойловский, Сиськовский, Чуносовский, Красноармейский, Ильменевский, Кучуровский, Сарычевский, Никитинский, Жуковский, Потаповский, Сигаевский); Поповское (х. Попов — адм. ц., Блинковский, Глуховский, Кузнечинский, Ольховский, Филин, Филяты, Водяновский, ст-цаФедосеевская); Слащевское (ст-ца Слащевская — адм. ц., х. Галкин, Долговский, Ермаковский, Крутой, Подковский, Сукачев, Широковский, Остроухое, Девкин, Косоключанский, Кривский, Пустовский);Суляевское (х. Суляевский — адм. ц., Покручинский, Гришинский, Ендовский, Аверинский, Жуковский, Лисинский, Тюринский, Ярской 1-й, Крапцовский, Лялинский); Шакинское (х. Шакин — адм. ц., Дубовский, Калинин, Краснополов.

В 1990 году был возведён широкий мост через  р. Хопёр, соединивший не только Прихопёрье и Захопёрье, но и открывший прямой путь в Ростовскую область и далее и,  давший выход к г. Михайловке и к железнодорожной станции Себряково. Кончились  муки местных жителей, когда в половодье Хопёр отрезал их друг от друга и от «большой земли».

14 февраля 2005 года Кумылженская районная Дума второго созыва утвердила Положение о гербе и флаге Кумылженского района. В гербовом щите и полотнище флага района использовано 4 цвета, которые символизируют: серебро-чистоту и невинность; золото - богатство, справедливость, великодушие; лазурь – красоту, мягкость, величие; червленое поле – храбрость, мужество и неустрашимость. Всадник – аллегория памятника, установленного славному донскому казачеству, который стал Символом района. В августе 2013 года Кумылженский район отметил свое 85-летие.


                                                                                                                                        История станицы Кумылженской


В 2013 году жители станицы Кумылженской отметили 400 лет со дня основания своей станицы. Откуда взяты сведения о том, что это поселение появилось в 1613 году? Этот факт подтверждает наш земляк Харитон Иванович Попов, первый директор Новочеркасского музея. В своей работе "Историческое описание станицы Кумылженской, 1864 год» он писал: «Настоящее местонахождение Кумылженской есть третье со времени первоначального основания её, относящегося по преданию (рукопись священника Михаила Семионова) ещё до времён царя Михаила Фёдоровича, т.е. до 1613 года». Первое основание станицы положено было неизвестными выходцами, именовавшимися, сколько известно, с самого начала казаками, на правой стороне реки Хопёр, в дремучем лесу, в урочище, называемым Лука, напротив устья реки Кумылги, по имени которой называлась станица издавна и называется теперь.

Историкам удалось установить, что в 1764 году станичное общество попросило разрешения переселиться на новое место. В Войсковой грамоте от 6 марта 1764 года говорилось: «Станице нашей переход из нынешнего, не способного, на другое обысканное место в урочище Суходольский переезд на речку Кумылгу позволили». Вверх по течению степной речушки и начинают обживаться казаки, по сути в закоске, образованном Суходолом, впадающим тут же в Кумылгу. Часто в снежные годы бешеный степной Суходол весной обрушивал на поселение свои воды, помогала ему затоплять курени и полноводнаяКумылга.

Урочище Суходольский переезд почти с трёх сторон окружали пески, бравшие начало от Дона в районе Усть-Хопёрской, они острым клином врезались в степь до самого хутора Ярского. Хорошие же земли простирались от правого берега Кумылги в сторону Хопра. Начало полевых работ совпадало с половодьем и казакам приходилось тратить много сил, чтобы переправиться через Кумылгу и выехать в поле. И всё-таки поселились они на правом, а не на левом берегу. Думается, что наши предки выбрали это место для станицы не по своей воле. Рассказывают, что казаки станицы Кумылженской часто «потрошили» царские грузы, сплавляемые по Хопру, за что и попали в немилость. Царский воевода, наделённый безграничной властью, приказал городок уничтожить и добавил; «На земле этой станице места нет. Переселить её на болота».

Известно, что земледелие до конца ХVШ столетия на Дону было не в почёте. Оно не только не поощрялось, но даже преследовалось и запрещалось. И только к концу ХVШ века хлебопашество становится основным занятием населения. Начинается освоение привольных плодородных степей.

Издавна через станицу пролегал Московско-Астраханский почтовый и торговый тракт. Тракт связывал станицу с российскими городами, с югом России, а потому играл большую роль в жизни кумылженских казаков.

В 1722 году Пётр Первый от Москвы до Астрахани учредил почту. С тех пор дорога стала официально именоваться Астраханским почтовым трактом.

На этом пути станица Кумылженская служила пристанищем, где путешественники находили и кусок хлеба, и тёплый кров. Из актов, хранящихся в станичном архиве, видно, что в старину казаки содержали так называемый Суходольский переезд. Для этого почти ежегодно приходилось строить мост, а в пору вешних вод обеспечивать паромную переправу.

По высочайшему указу Петра Первого и по Войсковому приговору в 1722 году недалеко от переезда на буераке Постниковом (ныне его называют Постный или Посный), где позже располагался машинный двор колхоза имени Ленина, располагался почтовый казачий стан. Имел он четыре тройки. Своё значение тракт утратил в 70-е года XIX века, когда была построена железная дорога Москва - Царицын.

В станице была церковь, построенная и открытая «с великим торжеством в 1804 году». Она простояла до 1931 года и была разрушена по приказу большевиков.

В станице работало одно приходское училище, открытое в 1861 году, которое помещалось в частном доме. Был тут «домик для станичного правления и сборный домик, ледник, магазин для ссыпки хлеба и сарай для хранения пожарных инструментов - все деревянные».

Жилища наших предков были деревянными, покрыты камышом и соломой. Но в последнюю четверть XIX столетия казачество перестраивает своё жильё. На смену куреням приходят дома квадратного типа с высокими, как правило, железными крышами, с кирпичными подвальными помещениями, на кирпичном фундаменте.

В это время в станице торговали четыре лаки, мылись казаки в четырёх банях. Зимой и летом работали шесть кузниц. Работал крахмальный завод, построенный в 1842 году, пять водяных мельниц на реке Кумылга и одна ветряная мельница, которые принадлежали частным владельцам.

                                                                                                  istoriay.jpg

Такой станица была в XIX веке. Последующая её судьба была весьма необычной. Здесь сформировалась Кумылженская революционная конная казачья сотня, которая охраняла берег Хопра, имея заставы в ближних хуторах. Затем сотню бросили ближе к Вёшенской, где она влилась в Первый Московский полк.

Многие казаки не вернулись с гражданской войны, а пришедшие снова потянулись к земле, к любимому делу. Казаки поверили, что при советской власти можно разбогатеть быстрее, чем при царе и многие станичники быстро восстановили свои хозяйства и стали неплохо жить. Однако к 30-м годам станичники перестают заниматься сельским хозяйством, начинают сбывать рабочий скот. Уже почти никто не держит строевых лошадей, уходят в город.

В 30-е годы станица превратилась в административный центр, где основное население составляли служащие.

Война превратила станицу в важный военный узел. Многие станичники ушли на фронт. Летом 1942 года под станицей на Почтовом лугу базировался аэродром 734-го авиаполка. Отсюда осуществлялись боевые вылеты за Дон, за линию фронта.

В конце октября станица оказалась в зоне особого внимания командования. И только через много лет кумылжане узнали, что в одном из домов станицы 3 ноября 1942 года под руководством заместителя Верховного Главнокомандующего маршала Г.К.Жукова, при участии А.М.Василевского и других военачальников состоялось совещание командования Юго-Западного фронта, посвященное наступлению с Серафимовического плацдарма с целью окружения немецко-фашистской группировки войск Ф.Паулюса в районе Сталинграда.

Послевоенная жизнь кумылжан была наполнена заботой о хлебе насущном. Её жители работали в партийных и советских органах, в райпотребсоюзе, в заготконторе, лесхозе, в швейных и сапожных мастерских. Небольшая часть являлась членами закумылженского колхоза. Строилась станица плохо. Долгие годы даже власти ютились в старинные купеческих домах. И только в 60-70 годах в центре появились здания райкома, райисполкома и другие административные здания.

В 1963 году в Волгоградской области прошло укрупнение районов и Кумылженский район вошёл в состав Михайловского. Станица обрекалась на жалкое существование, но вскоре станица опять стала райцентром – в 1965 г. Кумылженский район был восстановлен в ныне существующих границах.

В начале 70-х годов на окраине станицы была построена крупная птицефабрика, стала действовать мощная ПМК, построена новая школа. Центральная площадь и некоторые улицы были покрыты асфальтом, большая часть домовладений газифицирована. Через реку Кумылгу, на месте легендарного Суходольского переезда, построен железобетонный мост.

Большой проблемой для станицы были пески. Но эту проблему решили лесхозы - с южной стороны станицы были посажены сосновые насаждения.


Дата изменения: 14.02.2024 21:04